Статьи



Дефектологическое сопровождение учащихся с
 Задержкой Психического Развития
 в условиях коррекционно-развивающего обучения[*]

Содержание работы учителя-де­фектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе исходит из цели деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) клас­сы VII вида) в освоении ими обяза­тельного минимума содержания об­разования в условиях массовой шко­лы.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагоги­ки, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влияни­ем на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического раз­вития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, на­выками и в условиях обучения в коррекционных классах.
Содержание деятельности специ­ального педагога направлено на ре­шение следующих задач:
 выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
 составление индивидуальных комплексных программ развития ре­бенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
 выявление детей с ЗПР цереб­рально-органического генеза для осуществления специального кор­рекционного воздействия специали­стов:
 дефектолога (учебная и позна­вательная деятельность);
  логопеда (речевая деятельность);
 психолога (познавательная деятельность и эмо­ционально-личностное развитие);
 выявление детей, не подлежа­щих обучению в системе КРО;
— динамическое изучение уровня умственного развития детей и резуль­татов коррекционного воздействия;
 отслеживание соответствия выб­ранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достиже­ниям и уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих   усвоение   программного материала и осуществле­ние переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учеб­ную деятельность учащихся;
— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с за­держкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач ре­ализуется в следующих направлени­ях работы учителя-дефектолога, обеспечивающих комплексный под­ход к ее организации.
1. Диагностическое направление
Диагностическая работа специаль­ного педагога является составной ча­стью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.
Основная задача этого направле­ния — прогноз возможных трудно­стей обучения на его начальном эта­пе, определение причин и механиз­мов уже возникших учебных про­блем.
Цель педагогического обследова­ния состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и на­выков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и усло­вий их преодоления.
Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащих­ся классов КРО. По его результатам происходит: рас­пределение детей на группы по веду­щему нарушению, определение опти­мальных условий индивидуального развития,   зачисление учащихся на индивидуальные или групповые за­нятия.

2. Коррекционное направление
Коррекционное направление ра­боты учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познаватель­ную деятельность ребенка с задерж­кой психического развития в дина­мике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные заня­тия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьиру­ется в зависимости от степени выра­женности нарушения (от 2 до 6 чело­век). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с уче­том режима работы школы.
 Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Следует выделить следующие ос­новные направления коррекционно-развивающей работы:
·  сенсорное и сенсомоторное раз­витие;
·  формирование пространствен­но-временных отношений;
·  умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляци­онный компоненты);
·  формирование соответствующих возрасту общеин­теллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мыш­ления;
·  нормализация ведущей дея­тельности возраста;
·  формирование разносторонних представлений о предметах и явле­ниях окружающей действительнос­ти, обогащение словаря, развитие связной речи;
·  готовность к восприятию учеб­ного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного матери­ала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направле­ние (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является ис­пользование дефектологом специ­альных приемов и методов, обеспе­чивающих специальные образова­тельные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозиро­ванной помощи, что позволяет ин­дивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных про­грамм специалиста с программным материалом и его требованиями.
Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с уча­щимися начальных классов.
3. Аналитическое направление
Аналитическое направление вклю­чает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспече­ние взаимодействия специалистов.
4. Консультативно-просветительское  и профилактическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога прово­дятся для оказания помощи родите­лям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспи­тания детей с особыми образователь­ными потребностями.
5. Организационно-методическое направление
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает под­готовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педаго­гических советах, оформление доку­ментации, при необходимости орга­низацию обследования учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьни­ков в специальные (коррекционные) учреждения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается
во все сферы образовательного про­цесса.


С уважением, учитель-дефектолог Юлия Сергеевна



Комментариев нет:

Отправить комментарий