Дефектологическое сопровождение учащихся с
Задержкой Психического Развития
в условиях коррекционно-развивающего обучения[*]
Содержание работы учителя-дефектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе исходит из цели деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г . — специальные (коррекционные) классы VII вида) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах.
Содержание деятельности специального педагога направлено на решение следующих задач:
— выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
— составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
— выявление детей с ЗПР церебрально-органического генеза для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов:
— дефектолога (учебная и познавательная деятельность);
— логопеда (речевая деятельность);
— психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие);
— выявление детей, не подлежащих обучению в системе КРО;
— динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
— отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога, обеспечивающих комплексный подход к ее организации.
1. Диагностическое направление
Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.
Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.
Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся классов КРО. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.
2. Коррекционное направление
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:
· сенсорное и сенсомоторное развитие;
· формирование пространственно-временных отношений;
· умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
· формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
· нормализация ведущей деятельности возраста;
· формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
· готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.
Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с учащимися начальных классов.
3. Аналитическое направление
Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
5. Организационно-методическое направление
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается
во все сферы образовательного процесса.
во все сферы образовательного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий