Как научить ребенка считать до 10
Сначала научите его считать от одного до пяти. Гуляя на прогулке, считайте деревья, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Считать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, пересчитайте обувь в коридоре. Пусть ребенок поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка. При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть ребёнок посчитает количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Если вас интересует, как научить ребенка считать, то знайте, что хороши при обучении счету стихи – считалочки.
Помимо всего прочего, ребёнок должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к ребенку за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».
Прежде чем идти в магазин, скажите ребёнку: Нам нужно столько всего купит Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите ребенка повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с ребенком еще раз. Ребенок, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. И тогда вы больше не будете переживать о том, как научить ребенка считать. Если ребенок вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.
Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С детьми проще будет играть без денег. Пятилеток, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять ребенка за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.
Цифровая азбука
Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки», которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у ребенка перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.
Этапы обучения счета:
Первый этап. Не используем запись числа
Первостепенная задача — научить считать до
10, не используя
соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например,
была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать
количество ложек, говоря название числа.
Помогут в решении этой задачи практические
задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько
тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно,
даже ступеньки лестницы.
Второй этап. Знакомство с самими цифрами.
Сначала
изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение
нуля тем, что ребёнку на первых порах сложно понять, почему пустота
обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами,
становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять
съели. Осталось — ничего, то есть ноль.
Еще вариант: Показываются эти рисунки, и
спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».
На втором образце показано, что если в
одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще
не останется.
Главное правило, которые должны понять
дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше
прошлой цифры на один.
Приемы обучения счету до
десяти:
·
Игра в паровозик. Распространенная
тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом
один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и
говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом
операция делается в обратном порядке. Вагоны "распадаются" по одному.
Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
·
Показ на линейке. Это устаревший метод,
основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка
чисел.
·
Счет на пальцах. Традиционный и самый
легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет
порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений
цифр.
·
Использование смешных стихов и мультиков о
числах. Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или
проговаривать считалки.
Стихотворения-запоминалки
для изучения счета
Ягодный счет
По опушке шла лисичка:
— Раз, в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!
— Раз, в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!
* * *
Раз — рука, два — рука —
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять — десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять — десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!
* * *
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.
·
Игра "Назови соседей числа". Например, нужно назвать соседей числа 4.
·
Упражнение «Цифры заблудились». Нужно разложить по порядку беспорядочно
разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения:
Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.
Чтобы научиться считать до десяти, полезно
считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для
этого предлагаются такие задачки:
·
Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? —
Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
·
Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
·
Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.
Как выучить таблицу
сложения и вычитания в пределах десяти?
После того как ребенок знает порядок
числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно,
зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с
предметами с параллельной установкой на запоминание.
Например:
В одной тарелке было 4 апельсина, а в
другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)
Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите
каждому поровну, одинаково.
Сочетать с простыми задачами можно и
маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.
На переместительный закон сложения не
сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а
другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами,
то все равно общее количество яблок останется неизменным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий